среда, 6 февраля 2013 г.

тибетская буква рам

Научное мировоззрение для буддийских монаховВ 2006 году в американском университете Эмори была запущена программа, получившая название «Научная инициатива Эмори Тибет». Поистине историческая программа тесного взаимодействия между современной наукой и тибетской формой буддизма была направлена на разработку новой дисциплины для буддийских монастырей, которую условно можно назвать «западным, или научным мировоззрением».У истоков идеи преподавания современной науки искушенным в хитросплетениях буддийской и индуистской философии тибетским монахам стоял глава тибетского буддизма Его Святейшество Далай-лама, личность неординарная во всех отношениях. Его многолетний и целенаправленный интерес к изысканиям современной науки для тибетского сообщества явление революционное, а для многих философов старшего поколения, предпочитающих не сходить с четко очерченного пути буддийской медитации, и вовсе нежелательное. Однако его лидерство неоспоримо, и пожилым монахам поневоле приходится привыкать к визитам весьма неожиданных гостей людей в костюмах и галстуках, изъясняющихся в иных категориях, но проявляющих неподдельный интерес к тому, что изучается в стенах тибетских монастырей.Эмори и Дрепунг Лоселинг карма сотрудничестваПроект «Научная инициатива Эмори Тибет» стал результатом сотрудничества трех крупных организаций: американского университета Эмори, Библиотеки тибетских трудов и архивов и монастыря Дрепунг Лоселинг, где в прошлом месяце состоялось торжественное , возможно, самого большого в Индии. Церемония открытия стала прекрасным поводом для многих знаменательных событий, в том числе и для презентации нового учебника по научному мировоззрению для буддийских монахов. Презентация получилась зрелищной и эффективной по любым меркам, ведь в эти дни в Дрепунге собралось свыше шестнадцати с половиной тысяч буддийских монахов и монахинь.Гари Хок, вице-президент университета Эмори, представлявший новый учебник на английском и тибетском, составляющий основу пятилетнего курса постижения современной науки в тибетских монастырях, начал свое выступление с весьма неожиданных для ученого аналогий. «Многие из вас, - сказал он, обращаясь к многотысячной аудитории монахов и монахинь, - никогда не слышали о нашем университете и потому не знают о причинах, побудивших нас начать сотрудничество с тибетским сообществом в изгнании. Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов Лакпа Дордже напомнил мне вчера о таком понятии, как карма, или судьба. И мне интересно рассмотреть наше сотрудничество в этом ключе».Эмори был основан в 1836 году. По сравнению с монастырским университетом Дрепунгом Лоселингом с его многовековой и богатой событиями историей, это учебное заведение можно назвать сравнительно молодым. Основатели Эмори были христианами-методистами и едва ли оперировали таким понятием, как карма. «Скорее, они сказали бы здесь о провидении или деснице господней, - заметил Хок. Но, словно хорошие буддисты, они были убеждены в том, что благие дела и мысли, а также истинная вера, непременно увенчаются духовными заслугами».С момента основания университета преподаватели Эмори искренне верили, что только образование способно воспитать добродетельного человека, который сможет посвятить свой интеллект служению человечеству. «В буддийской терминологии это означало бы готовность помогать другим избавиться от страданий», - добавляет Хок.Это присущее обоим - таким разным на первый взгляд - университетам «стремление воспитать доброе сердце и совершенный ум» он назвал одним из главных звеньев «благой кармы, повлекшей за собой сотрудничество между Эмори и Тибетом».Другое ее звено усилия людей особого склада, способных впитать революционные идеи Его Святейшества Далай-ламы и вывести их на уровень материального воплощения. В данном случае такими людьми оказались тибетский геше (доктор буддийской философии) Лобсанг Тензин и американец доктор Роберт Пол. Профессор Пол, посвятивший долгие годы изучению психологии и тибетского буддизма, оказал значительное влияние на существующее в западном обществе понимание сознательного и бессознательного поведения. Геше Лобсанг Тензин, завершивший традиционный курс обучения в тибетском философском университете Дрепунг Лоселинг, намеревался пройти обучение в Эмори по теме «Сравнительный анализ концепции эмоций в западном и тибетском сообществе». Совершенно естественным образом его наставником в Эмори стал Роберт Пол. «Сотрудничество между Эмори и Тибетом выросло из тех семян, которые были засеяны тогда, во время бесед между профессором Полом и геше Лобсангом Тензином», - говорит Хок.В 1995 году, когда Его Святейшество Далай-лама прибыл с визитом в Атланту, ученые из Эмори попросили у него благословения на начало сотрудничества с тибетским сообществом в изгнании. К всеобщей радости, Далай-лама согласился, посоветовав не браться сразу за большие проекты, но двигаться постепенно, шаг за шагом. Партнерство вылилось в совместную работу по целому ряду направлений: в области психологии и медицины, философии и истории, искусств и ремесел.«Мы надеемся, что современная наука, которая оказалась весьма эффективной в разгадывании тайн материального мира, будет полезна и для тибетских буддийских монастырей. Мы же, со своей стороны, готовы учиться у вашей древней благородной традиции, черпая знания о внутреннем мире человека, о его сознании», - подводит итог вице-президент университета Эмори, присвоившего Его Святейшеству Далай-ламе .Река или маленький ручеек?Символом той поддержки, которую сотрудничеству между Эмори и Дрепунгом Лоселингом оказывает тибетское правительство в изгнании, стало присутствие на презентации нового учебника по научному мировоззрению для монахов премьер-министра профессора Самдонга Ринпоче. Между тем, профессора Самдонга Ринпоче, одного из наиболее ярких тибетских лам нашего времени, по его собственному признанию, нередко обвиняют в «неуважении к современной науке». И, действительно, призывая монахов изучать основы научного мировоззрения, он в основном руководствовался соображениями жесткой прагматики - монах должен понимать язык науки, в противном случае, несмотря на многолетнее изучение сложнейшей философии буддизма, он не сможет донести свои мысли до современного мира. «Получится, как в тибетской поговорке, - говорит он. «Переплыл реку, да потонул в ручейке». Вы станете давать глубокие поучения, но ваши объяснения породят лишь недопонимание и противоречия».Еще одна причина, почему монахам имеет смысл изучить современную науку, звучит довольно неожиданно: для того, чтобы победить слепую веру в нее.«В религиозных верованиях, - сетует премьер-министр, - люди нередко опираются на слепую веру. Казалось бы,

Семя сострадания в бурном потоке современной науки

Центр тибетской культуры и информации

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

Семя сострадания в бурном потоке современной науки » Сохраним Тибет! | Тибет, Далай-лама, буддизм

Комментариев нет:

Отправить комментарий